Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.  

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.

Семинарские занятия позволяют студенту приобрести умения добывать новые учебные знания, систематизировать их, оперировать базовыми понятиями и теоретическими положениями, логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, профессиональных умений и навыков, развитие у них исторического мышления и интеллектуальных способно­стей. Для подготовки к семинарским занятиям следует использовать ре­комендованную литературу и источники, законспектировать ответы на вопросы в следующем порядке: 1. Хронология развития культурологического дискурса; 2. Историография, различные научные точки зрения по вопросу научного статуса культурологии; 3. Теория вопроса (определение базового понятия вопроса, изложение основных теорий для объяснения событий); 4. Причины возникновения различных научно-философских взглядов на происхождение культуры и цивилизации; 5. Основные этапы и направления в развитии социокультурных процессов; 6. Значение (общественная роль культурно-исторических событий).

При подготовке к семинарским занятиям важно усвоение базовых понятий и показать, какую предметную область определяет понятие, охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.).

Для усвоения эмпирических знаний необходимо выполнять задания, связанные с построением тематических таблиц содержания, типа: «Культура эпохи Реформации.», «Массовая и элитарная культура.», «Локальные цивилизации» и т.д.

При решении задач на доказательство и сравнение указываются: 1) определение того, что надо доказать; 2) основные направления поиска доказательства; 3) конкретно-исторические факты доказательства.

Задачи на сравнении решаются в порядке: 1) определение того, что сравнивается; 2) параметры сравнения; 3) общее и различное между сравни­ваемыми историческими явлениями.

Особое место в ходе семинара занимают докла­ды, позволяющие студентам продемонстрировать знания, творческую самостоятельность, умение читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и интерпретировать исторические знания. При подготовке к докладу основное внимание следует уделять историографическим и теоретическим вопросам. В развитие доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием их подготовки является использование дополнительной литературы.

Проведение семинара с элементами дискуссииявляется одной из действенных форм аудиторных занятий на основе индивидуально – группового подхода. Его сущность заключается в создании такого климата семинара, при котором все студенты участвуют в накоплении теоретических и фактических знаний, дискуссии по обсуждаемым вопросам. В начале семинара преподаватель ориентирует студентов на решение трех основных задач.

Первая задача – организация максимального информационного сопровождения вопросов семинара и обеспечения участия каждого студента в поиске и усвоении необходимых знаний.



Вторая задача – научить студентов: активно воспринимать новую информацию и делиться ею со своими товарищами; убежденно отстаивать свои позиции; вырабатывать навыки ораторского мастерства и публичного выступления.

Третья задача–научить студентов выделять практический аспект из полученных на семинаре знаний, вырабатывать и принимать соответствующие решения.

Указанные задачи позволяют студентам приобрести новые знания, сверить свои ответы, участвовать в дискуссии, применить полученные знания на практике, а преподавателю - осуществить контроль за приростом знаний каждого студента, оценить их ораторские навыки и возможности применять теорию к практике и на практике.

6.4.4. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов.Преподаватель, достаточно хорошо зная слабые и сильные стороны студентов, отношение каждого из них к учебе и т.д., определяет персональные задания. Это конкретные первоисточники для изучения и конспектирования, учебная литература и периодика. Чтобы достичь эффекта необходимо продумать, как дифференцировать задание, что должен сделать в рамках общего задания каждый студент.

Материалы учебников по Культурологии рекомендуются для изучения всем студентам, но методы предлагаются индивидуально. Студенты лучше разбирающиеся в теоретических вопросах, отсылаются дополнительно к конкретным статьям и журналам. Наиболее подготовленным поручают разрабатывать рефераты, проблемные вопросы и задачи, структурно-логические и поисковые схемы. Им нужен промежуточный контроль для разрешения возникающих трудностей. Преподаватель интересуется у студентов о ходе подготовки реферата, подбора необходимой литературы, дает советы по изложению материала. Студентам, выполняющим задание по анализу конкретных культурологических проблем, необходима постоянная корректировка в поиске нужного материала.

Основным методом овладения теорией является самостоятельная работа студентов над первоисточниками, исторической литературой. Т.к. не все студенты могут качественно выполнять данный вид работы, за ними осуществляется руководство и индивидуальный контроль преподавателя. Одному оказывается помощь в полноценном изучении рекомендованной литературы, другому – в преодолении психологических трудностей, мешающим разобраться в первоисточнике, выделить, главные идеи монографии.

Таким образом, преподаватель в ходе встреч, с одной стороны контролирует и убеждается, на каком уровне находится выполнение задания, с другой, ориентирует студентов на его дальнейшее выполнение.

Нередко у части студентов возникает необходимость получения консультации у преподавателя. В этом случае проводятся кратковременные консультации для дальнейшего стимулирования студентов к самостоятельной работе. Если же обнаруживается, что какой-то вопрос не поддается усвоению, то преподаватель, проводит дополнительную групповую консультацию.

Изучение дисциплины «Культурология» строиться с учетом особенностей и для организации самостоятельной работы необходимо лучше знать группы студента. Поэтому, в целях индивидуализации самостоятельной работы проводиться опросы, анкетирование с целью выявления уровня знаний студентов по той или иной теме, обеспечения обратной связи о качестве проводимых занятий, выяснения реакции студентов на то или иное событие.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Культурология» предусматривает выполнение в соответствии с предусмотренным графиком пяти типов учебных заданий:

Задание 1. Составить план-конспект ответа на вопрос.

Задание 2. Дать определение понятий.

Задание 3. Доказать, что …

Задание 4. Сравнить …

Задание 5. Составить хронологическую таблицу.

Самостоятельная работа выполняется студентами во внеучебное время. При выполнении задания №1 план-конспект ответа излагается в следующем порядке: хронология; историография; теория вопроса; причины; ход событий; значение.

Задание №2 на определение понятия раскрывается по следующему образцу: «… - это понятие для обозначения…, которое характеризуется следующими признаками: а)…, б) …».

Задание №3 на доказательство выполняется в следующем порядке: а) определение; б) основные направления доказательства; в) конкретно культурологические факты доказательства.

Задание №5. Хронологические таблицы составляются в следующем порядке:

Хронологические таблицы составляются по следующим параметрам (задание 5):

1. «Генезис культурологических знаний в контексте западноевропейской философии»

2. «Историческая периодизация культуры первобытного общества»

3.«Исторические этапы культуры европейского Возрождения»

4. 6.4.5. Задания для самостоятельной работы.

Введение в изучение учебной дисциплины

Задание 2. Дать определение понятий: артефакт, культурно-исторический тип, морфология культуры, история культуры, культурные универсалии, архетип, символ, магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, синкретизм, партикулятивность.




8697808671864053.html
8697836313576002.html

8697808671864053.html
8697836313576002.html
    PR.RU™